МАТЬ АЛЕШАНДРИ НЕРУ В «ПРАВИЛЕ ИГРЫ», КАССИЯ КИС ГОВОРИТ, ЧТО ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ МАТЕРИНСТВА, НО СЧИТАЕТ: «ЭТО КАВАРДАК»
   Вопрос, встающий перед ней изо дня в день: «Кто же я, кто же я, кто же я?». Она повторяет фразу трижды, будто хочет добиться максимального эффекта. Тёмно-красное простое платье, накрашенные губы, не имеют отношения к Джанире, сильной женщине из «Правила игры». Они принадлежат Кассии Кис, и именно эта актриса произносит приведённые выше слова. Невозможно оторвать взгляд от лучиков морщинок вокруг глаз, рта и переменчивой мимики, непосредственно наблюдая за ней. Это подвижное лицо, отмеченное следами времени, ежедневно заимствует отважная мать, роль которой она исполняет в новелле Жоау Эмануела Карнейру. Её сцены, до настоящего момента, наэлектризованы глубокими чувствами: будь то сердечная улыбка, когда она видит полное согласие между Жулиану (Кауа Реймонд) и Тойей (Ванесса Жиакомо), детьми, которых любит; или мольба о прощении, на коленях перед Ромеру (Алешандри Неру), сыном, которого ненавидит.
   - Джанира персонаж наиболее близкий к моей жизни за 37 лет в актёрской профессии. И мне нравится быть матерью. Это уже помогает, не так ли? Может задолбала, но я знаю всё о проблемах материнства. Это кавардак и тот, кто признает, что так и есть, сможет сыграть роль. В материнстве нет гламура. В нём красота, истинная любовь, но также много сложностей в отношениях. Семья остаётся главной темой истории человечества, - объясняет 57-летняя Кассия, мать Жоакина (19), Марии Кандиды (18), Габриела (13) и Мигела (10).
   Это исполнение своих обязанностей, основанное на любви, интересует актрису. Материнство, элемент, пронизывающий роль от и до и дающий ей подпитку, столь же необходимую за пределами воображаемого мира. Любовь, настаивает она, требует тренировки, чтобы зрители верили тебе.
   - Если я хочу донести что-то до публики, нужно жить им. Я живу любовью. Абсолютно. Я действительно люблю Кауа и Ванессу. Мы втроём стали не разлей вода. Чтобы тренировать любовь ты должен любить кого-то, - утверждает ветеранка, - Дома, мой тренинг – дети. Иногда, просыпаюсь в два, в три часа ночи, и смотрю на них, присаживаюсь рядом, спрашиваю, как они живут, плачу от волнения, и понимаю, что они не мои, у них своя дорога…
   В этот момент, мысли завладевают ею, унося высоко в небо от повседневной философии. Она размышляет об эгоизме, опустошительном для отношений. «Ты никогда не бываешь удовлетворён», добавляет актриса, вспоминая, что только из-за нежелания остановиться, она имеет четверых детей. «Хотела ещё одного, но тогда у меня был бы детский сад», шутит Кассия. Несмотря на постоянную заботу о питомцах, она удивляет, заявив, что, да, могла бы остаться бездетной.
   - Не каждый готов стать родителем. Это очень трудоёмко. Ты начинаешь задаваться вопросами: что такое отец, мать, брат? Какой друг хороший, а какой плохой? Как ты будешь учить этому детей? - снова обращается к давним сомнениям Кассия, однажды делавшая аборт.
   Актриса себя классифицирует, как земную женщину и берёт в свои руки бытовые хлопоты: «Я умею стирать, умею гладить, готовить, мыть, умею ухаживать за домом, за мужем», перечисляет она, вышедшая в 2009 замуж за психиатра Жоау Баптиста Магру Филью.
   - Меня шокирует, что мало кто из женщин знает толк в домашней работе. Моя мать стирала в баке и меня ставила с собой смотреть, рассказывая, обучая. Я так же поступаю с моими детьми. Дома вы, как минимум, увидите меня за стиркой нижнего белья, - делится она.
   На кухонной раковине написано: «Испачкал, вымыл, убрал». Таков заведённый порядок. Во время купания, основное правило: включив на несколько секунд холодную воду, затем домываются тёплой, из стоящего тут же ведра, используя её остатки для мытья других вещей в доме.
   - Если я захожу в душ и не вижу ведро, значит, они не экономили воду. Тогда я лишаю их карманных денег. Такая мораль мне не по душе, но она приносит результат. В некоторые помещения дома нельзя входить в обуви. Нарушая этот запрет, они также теряют часть карманных денег, - поясняет глава семьи.
   Привычка к ответственности обогатила её актёрский опыт и вдохновила при создании образа Джаниры. «Я погружена в жизнь, не гляжу на неё из окошка», упорствует она, чтобы подтвердить глубокое проникновение в роль бедной женщины, преследуемой призраками прошлого. Кассия шла разными направлениями, изучив, в том числе, жизненный путь африканского лидера Нельсона Манделы.
   - Схватилась за лучшую биографию, ещё одну книгу с рассказами о нём, посмотрела фильмы. У меня нет цели копировать Манделу, ни в коем случае. Но я нуждаюсь в частичках его истории. Я вижу Джаниру великой женщиной. Высокомерие в крайней степени, считать себя такой только на основании присущих мне качеств. Поэтому, я действовала через великого мужчину. К тому же, я на самом деле восхищаюсь Манделой. Я говорю о человеке с невероятно тяжёлой судьбой. Он мог озлобиться. Но, вместо этого, достиг величия, - подчёркивает она.
   Самоотдача – признанное свойство актрисы. Снимаясь в «Украденных любовях» (2014), она четыре месяца не смотрела в лицо Кауа Реймонду (в минисериале тоже игравшему её сына), чтобы вызвать доверие к жёстким отношениям в семье. Теленовелльные процессы, однако, не допускают подобной стратегии. «Самое главное – быть всегда наготове», цитирует она пассаж из «Гамлета», классика Шекспира. Так, надёжно подготовленная, Кассия говорит, что не заметила значительных изменений от нововведений Аморы Маутнер – режиссёр «Правила игры», воодушевлённая шоу «Большой Брат», соорудила декорации, где камеры скрыты, а актёр ощущает себя свободнее в студии, не беспокоясь о точном следовании множеству мизансцен.
   - Ещё когда играла в «Собаке на сене» (2011), я решила игнорировать камеру. Теперь меня интересует только правда, - объясняет Кассия, определяя свои взаимоотношения с Аморой, - Она любит жизнь, и, более того, любит актёров. Недавно она подошла переговорить со мной настолько взбудораженная, что ущипнула меня за ногу. На следующий день образовался синяк. Но Амора сама любовь*. Она дерётся, она воительница. Нам не ясно, есть ли в этом мудрость, но приятно видеть, как она работает. Я бы хотела дожить до её 70-летия. С удовольствием посмотрела бы на неё, узнала, к чему она пришла.
   Текст Жоау Эмануела также производит впечатление на ветеранку, чьей дебютной новеллой была «Свободный для полёта» (1984).
   - Мы находимся в присутствии возможно лучшего из всех, и им является Жоау. Почему? Не знаю. Это может объясняться его прошлым, ссылками на то, что он читал. Мне известно лишь, кем он в итоге стал. Понятия не имею, родился ли он таким, но сейчас он гениален. Всем не терпится узнать, куда этот парень заведёт нас. Особенно зрителям, так истосковавшимся по хорошим историям, - нахваливает Кассия, в первый раз работавшая с автором в «Змеях и ящерицах» (2006).
   Актриса любит органическую пищу, занимается пилатесом, йогой, медитацией и ездит на велосипеде. Её заботит, как на рубеже 60 лет удержаться в профессии. Рассуждает о новой работе с явным блеском в глазах, который, помимо увлечённости и отождествления с персонажем, вызван подспудным движением внутри роли. Она сама напоминает, споря со словами английского драматурга, что прочная стезя прокладывается по правилам герундия.
   - Мы не можем быть готовы ни к чему, даже к часу нашей смерти. Было бы фантастически, если бы ты подготовился и сказал: «Когда наступит время умирать всё пройдёт потрясающе, я превращусь в святого». Но так не происходит. Я спрашиваю себя, в чём смысл жизни. Только в том, чтобы жить – делая, строя, любя, взрослея, - формулирует она.
   Так, три слова снова выходят на передний план: «Кто же я, кто же я, кто же я?». Ответ, который должен быть производным от герундия, ещё далеко не окончательный. Джанира, женщина вымышленная, действительно оказывает влияние на Кассию, женщину реальную. Исполняя роль, она, в свою очередь, видит в ней возможность профессиональной школы.
   - Либо я восстановлюсь, либо перестроюсь. Поглядеть на меня, я бездельничаю, хожу на пляж, покупаю платье, болтаю чепуху. Но, нет, эта работа показала кое-что другое во мне. На мне ответственность за то, какие ответы я могу дать зрителям. Я хочу их предложить им. Прежде всего, если я понимаю, что жить означает дарить. Любить означает дарить. Я люблю тебя и не прошу ничего взамен. Сложно, но красиво. Персонаж предоставляет мне шанс постичь это, - заключает Кассия, всегда причастная к актуальным проблемам.

Филипи Исенши, 06.09.2015

   * В оригинале игра слов: Амора и amor (любовь)

Перевод - Bellatrix Black



                  Rambler's Top100