ПРИ ПОЛЯРНОСТИ МНЕНИЙ НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ, ФИЛЬМ ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ ПЛАН «РЕАЛ» «БЕЗ ИДЕОЛОГИИ»
   2003 год. Накануне начала работы следственной парламентской комиссии (CPI) Банештаду*, расследовавшей утечку валюты из Бразилии в правление Фернанду Энрике Кардозу, журналистка задаёт вопросы экономисту Густаву Франку. «Если вас признают виновным, вы можете выйти из здания Конгресса в наручниках. Это не заставляет вас нервничать?». С волосами зачёсанными назад, очками в толстой оправе, экс-президент Центрального Банка смотрит блуждающим и задумчивым взглядом.
   Нажмём на «стоп».
   Интервью состоялось не в коридорах Бразилиа, а на прошлой неделе, в комнате на президентском этаже отеля «Transamérica», в южной зоне Сан-Паулу, где снимают «3 000 дней в бункере», основанные на книге Гильерми Фиуза о создании плана «Реал»**.
   Фильм, по сценарию Майкла ди Албукерке («Глория и Граса»), режиссируемый Родригу Биттенкуром (комедия «Абсолютно невинные», 2012), воспроизводит через флешбэки, в течение вымышленного интервью, историю группы экономистов, изолировавших себя на несколько месяцев в поисках новых денежных средств.
   Актёр Эмилиу Орсиолу Нетту изображает Франку от кончиков ногтей, до зубов и геля в волосах. Ведущий персонаж сюжета, он видит, как его действия на посту президента Центрального Банка подвергаются сомнению в CPI, на заре правления Лулы. «Этот тип настойчивый, умный, чьи бьющие не в бровь, а в глаз высказывания производят впечатление на друзей и врагов. Сильная роль, из тех, которые важно сыграть», подчёркивает актёр.
   По другую сторону, журналистка Валерия Вилела в исполнении Кассии Кис, особа с повадками инквизитора. «Она практически журналистка-петистка, припирающая вас к стенке», объясняет актриса. «Что довольно забавно, так как я хочу, чтобы Партия Трудящихся отдала концы», заявляет она, без обиняков.
   Там снаружи, кроме железнодорожной линии рядом с рекой Пиньейруш, чей шум вынуждает останавливать съёмку пятнадцать раз за пятнадцать минут, реальная Бразилия, конвульсивно бьющаяся в политическом кризисе, таком же громком, как в 1994, когда был запущен план «Реал», с целью преодолеть инфляцию, достигшую 46%.
   «Первая причина сделать фильм заключалась в том, чтобы рассказать важную для страны историю, породить дебаты, а также потому, что тема экономики приобретает всё большее значение», сообщает Рикарду Фадел Рихан, продюссирующий картину совместно с Марку Аудра.
   Давний член группы молодых предпринимателей Fiesp (Федерация промышленности штата Сан-Паулу), Рикарду говорит, что приобрёл права на книгу в 2013. Никто не мог предположить, накануне выборов, что за этим последует, но он чувствовал: «Страна шла неправильным курсом, молодёжь была деилогизирована».
   Прежде всего, продюсер гарантирует: Речь идёт не о фильме «туканов»***. «Наша картина совершенно беспартийная. Видишь, здесь, в труппе, многие против импичмента, другие за», рассказывает он. «Себя я считаю левым либералом».
   В это же время, актриса Мариана Лима торжествует на съёмочной площадке, прочитав в сотовом об отстранении Эдуарду Куньи с должности президента палаты: «Его только что сместили».
   «Я хорошо подкована в этом отношении», говорит она. «Меня очень шокировал спектакль Конгресса (голосование по импичменту президенту Дилме Русеф). Мы слабо разбираемся в происходящем, мы аrкультурированы****, привыкли переваривать то, чем нас потчуют СМИ».
   Играющая Ану Паулу, ассистента и правую руку Густаву Франку, Мариана пришла позиционировать себя, как противника импичмента, однако размышляет о нейтральности произведения: «Я глубоко критична к Бразильской Социал-демократической Партии (PSDB) и Партии Трудящихся. Не хочу прославлять в этом фильме PSDB, но мы всегда имеем то или иное мнение. Соответственно, снимая кино о Плане, изнутри бункера Плана, вы допускаете, что у этих людей была своя правда».
   Для неё это не препятствие. «Я должна суметь сделать картину о PSDB не будучи пээсдебисткой. Сценарий показывает недостатки входивших в неё».

Визит FHC
   Вот в такой атмосфере полярных точек зрения, группа, несколькими неделями раньше, принимал у себя с визитом Фернанду Энрике Кардозу. Стоило ему ступить на площадку, как один из коллектива поспешил признаться, что не принадлежал ни к PT ни к PSDB: голосовал за Марину Силва.
   «Можно не любить Фернанду Энрике, но не любить план «Реал» трудно», замечает актёр Норивал Низзу, исполнитель роли бывшего президента. Себя он называет экс-петистом. «Я не актёр, актёры эти типы (политики)».
   Кассия утверждает, что съёмки только выигрывают от множества позиций: «Я дышу темой фильма. Это здорово».
   Чтобы освободить свою картину от ярлыков, продюсер Рикарду Фадел Рихан привлёк 8 миллионов реалов санкционированных Национальным Агентством Кинематографии (ANCINE) исключительно от частных компаний. «Я не хотел ни государственных денег, ни от крупных подрядчиков».
   Он надеется, что в первой половине 2017, когда лента выйдет в прокат, с дистрибуцией «Paris Filmes», публику «политика заинтересует больше, чем футбол».
   «Это дань уважения грандиозному свершению бразильцев, кино же, как правило, чаще фокусируется на наших трагедиях. Фавела, сертан», поясняет он. «Я проталкиваю триллер политический, не идеологический. Мы хотим торжественно открыть новый жанр».

Тьягу Диаш, 11.05.2016

   * Банештаду - Банк Штата Парана (Banco do Estado do Paraná). С 1996 по 2003 год тридцать миллиардов реалов были переведены на оффшорные счета, с целью уклонения от уплаты налогов. Банештаду являлся основным посредником в этих операциях. В 2003 провели федеральное расследование с созданием следственной парламентской комиссии

   ** План «Реал» - программа финансовой и экономической стабилизации, которая начала осуществляться в июне 1993 г.

   *** Прозвище членов Бразильской Социал-демократической Партии, чей символ - птица тукан

   **** Аккультурация - процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа

Перевод - Bellatrix Black



                  Rambler's Top100