ЛУЛУ – ПОРТРЕТ БРАЗИЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ 500 ЛЕТ ЖИВЁТ ПОД ГНЁТОМ МАЧИЗМА
   Несколько лет назад я освещал новеллу «Седьмое чувство», по приглашению компании Глобо, анализируя феномен персонажа Жанети Клэйр, Луаны Камара. То был никем ещё не разрабатывавшийся ресурс, соединивший психологическую интерпретацию с искусством новеллы. Сейчас, журнал «CONTIGO» пригласил меня оборудовать консультацию в Аза Бранке. Мы попытаемся разобраться в мире «Благочестивого Роки» с инструментами Фрейда и МакЛюэна. Для начала, у нас есть этот очаровательный конфликт Лулу. Лулу – небольшой шаг вперёд современной бразильской женщины, 500 лет живущей под гнётом мачизма и эгоизма. Однако, в богатом доме или в хижине рабов, эротизм неудержимо взрывается. Её муж образцово играет роль блюстителя морали и религии, стремясь подавлять жену. И в то же время, он фигура печальная своей двусмысленностью. Зе, типичный деревенский мальчик, всю жизнь мечтавший стать героем. Но, не добившись этого, удовлетворился, купив медальки героя. Благочестивый Роки, в представлении Зе, идеал, воплотившийся в реальность. Зе дас Медальас его прозвище, но также характеристика. Каждый раз, когда кто-нибудь прикалывает медаль на грудь, он таким способом заполняет внутреннее одиночество. В той или иной форме, ему суждено потерять Лулу, которая отвергает навязанную святость и уже закипает от не сбывающихся надежд отыскать в ком-нибудь из мужчин Аза Бранки мостик к желанной свободе. Лулу знает теперь, что быть женой поднятой на пьедестал мистического видения, не смысл её жизни. Лукавые возможности любви околдовали Лулу. А Зе дас Медальас донесёт падре об опасных настроениях супруги. Но, что может поделать священник с всё более накаляющейся атмосферой в Аза Бранке? Даже падре Албану, придерживающийся достаточно передовых взглядов, пасует перед конфликтом Лулу и отечески внушает ей: «Развод только для экстремальных случаев». Однако наша Лулу решительно возражает: «Но у меня и есть экстремальная ситуация, падре».
   Я намеренно начинаю этот еженедельный анализ того, что происходит в голове жителей Аза Бранки, с Лулу. В самом деле, женщина жесточайшим образом угнетаемая, сбегает в невроз и отчуждение. Но именно по этой причине также страстно тоскует о свободе.
   Драма, разделяющая духовное и телесное «Благочестивого Роки», не что иное, как раздор между традицией и современностью, который разрывает надвое Лулу. Наверняка, соседка, кузина, кума моих читательниц, или они сами переживают альтернативы, терзающие героиню бессонницей. И каковы же они?
   1 – эмансипироваться и положить конец своей полной беспомощности;
   2 – понять, что Зе дас Медальас живёт с ней, попеременно превращаясь то в тюремщика, то в узника;
   3 – отступить и навсегда смириться с отчуждённостью, обожая святенького Роки.
   Чего она никогда не достигнет, это воображаемого примирения между счастьем и святостью.

Жакоб ди Пиньейру Голдберг, профессор и доктор философии; 28.10.1985

Перевод - Bellatrix Black



                  Rambler's Top100