Почётная_Жануария_района | Дата: Вторник, 19.09.2023, 09:27 | Сообщение # 132 |
![Почётная_Жануария_района](/avatar/40/104943.jpg) Зав. творческой лабораторией
Группа: Друзья
Сообщений: 329
Награды: 12
Репутация: 3
Статус: Offline
| Zoief, Поздравляю с Днём Рождения!
Две притчи о Миямото Мусаси.
Путешествуя, Миямото Мусаси забрёл на постоялый двор. Усевшись в углу, он положил рядом меч и заказал обед. Вскоре в комнату ввалилась подвыпившая компания. Пришельцы были с ног до головы увешаны оружием и выглядели разбойниками с большой дороги. Приметив одинокого посетителя и его великолепный меч в драгоценных ножнах, бродяги сбились в кучу и принялись шептаться. Тогда Мусаси спокойно взял палочки для еды и четырьмя уверенными движениями поймал четырёх жужжавших над столиком мух. Бродяги, видевшие эту сцену, бросились наутёк, отвешивая низкие поклоны.
Рассказывают, что однажды Миямото Мусаси путешествовал в провинции Ига. В дороге он встретил незнакомого самурая. Мощь исходящая от его попутчика не оставляли места для сомнения. Перед ним стоял Ягю Дзюбэи известный, как боец не знающий поражений. Для Ягю Дзюбеи тоже стало ясно, что перед ним известный всей Японии мастер меча. Проверить свои силы в поединке с таким противником было вопросом чести для каждого из них. Пройдя несколько метров, Мусаси повернулся, одновременно, то же сделал и Дзюбэи.— «Я прошу прощения, — произнёс Миамото Мусаси — Я полагаю, что вы Ягю Дзюбэи».— «Да, это так, — ответил Дзюбэи, — А вы, я полагаю, Миамото Мусаси?»Мастера молча смотрели друг на друга некоторое время. Поединок, который должен был закончиться гибелью одного из мастеров, не мог удовлетворить обоих. Оба самурая отправились в ближайшую корчму и приказали принести им чай и доску для игры в «го». В течение трёх часов непрерывной игры ни одному из мастеров не удалось достичь преимущества над противником. Когда не осталось сомнения, что силы равны, оба одновременно встали, поклонились и вышли в темноту ночи.Мусаси свернул на дорогу вправо, Дзеюбэи влево. Больше в жизни они никогда не встречались.
Итак, пусть всегда сопровождают тебя счастье, удача, уверенность и мудрость, пусть все беды и неприятности бегут от тебя, как бежали от Миямото Мусаси разбойники в первой притче, и пусть каждый твой соперник будет таким же достойным и мудрым, как Ягю Дзюбэи во второй. А кроме того, конечно желаю всякого благополучия, чтобы всегда в сердце было тепло, и все, кто дарит это тепло были рядом.
А картинка, внезапно, просто мирная гравюра с рыбаками, а связана ли она с притчами, пусть каждый судит сам (картинка огромная, поэтому даю ссылкой): ГравюраДобавлено (19.09.2023, 12:03) --------------------------------------------- Куда-то подевалась тема с обзорами, так что обещанный подарок несу сюда. А именно, взгляд на «Десять негритят» Говорухина. Содержит СПОЙЛЕРЫ.
Для начала маленькая справка, которая меня несколько примирила с теми, кто в наши дни на Западе переименовывает роман. Самую капельку и далеко не совсем. «Десять негритят» – это перевод, мягкий и безобидный, даже, пожалуй, ласковый. Неадаптированный перевод – «Десять маленьких ниггеров». Действительно, считалка расистская, это факт. Ну, ладно переименовывают, «И никого не стало» звучит эффектно (хотя чуть более спойлерно, чем отсылка на считалку», «Их было десять» – более индифферентно, но даже менее спойлерно, однако ж зачем в тексте – да ещё в Америке – меняют персонажей считалки на «маленьких индейцев»? Чтобы дать индейцам понять, что они не стоят такого бережного обращения и всем пофиг? Или что им в их резервациях повезло больше, чем неграм на плантациях? Как по мне, редкий маразм. Для начала, считалку использует убийца с достаточно сомнительными принципами, с какой стати он должен быть политкорректным? Ничего преступного в том, чтобы оставить её как есть, в крайнем случае снабдить сноской и упомянуть исторический контекст в послесловии, нет. Скорее вымарывание таких вещей есть неполиткорректное замалчивание вполне реального расизма в прошлом и столько же неполиткорректная попытка сделать вид, что его не было и волшебников не сжигали на кострах, а делали им приятно (простите не удержалась). Затем, если уж прямо обязательно надо это сгладить, почему было не заменить слово «Niggers» на «Negroes» или, если совсем надо избежать созвучия с грубым словом, на «Black boys»? Зачем нужно настолько сильно всё менять? В документальном фильме специально посвящённом расовой сегрегации переворачивание этой считалки с чёрного на белый имело смысл, поскольку подсвечивало главный посыл фильма (уже плохо помню фильм, но скорее всего этот посыл был в стиле «не делай другим того, чего не хочешь себе»). А в сюжете, где показано сборище людей, которым в принципе-то наплевать на всех, кроме себя (может быть за исключением генерала, и то не факт), расистский уклон считалки может подсвечивать (а возможно, по задумке автора и подсвечивал) многое. Например, то, что герои оказались на месте тех, кем пренебрегли. Или то, что каждый из них считает себя лучше других, думает, что имеет право получить что-то ценой чужой жизни или просто не заботиться о том, жив кто-то другой или умер, а в критической ситуации – что более других заслуживает остаться в живых. Иными словами – каждый считает себя человеком первого сорта по сравнению со всеми без исключения другими. Тут опять же следует сделать оговорку насчёт генерала – им владела страсть, оставившая в итоге пустоту, если не ошибаюсь в его случае речь не шла о превосходстве. На этом пока отступление закончу.
Фильм. Прежде всего, это неспешный суховатый фильм, думая о котором, не удивляешься, что его снял именно Говорухин. У меня ещё два фильма ассоциируются с таким стилем – «В поисках капитана Гранта» и «Маленький лорд Фаунтлерой», который вообще-то и не говорухинский. Что меня удивило, т.к. почерк, по-моему, прямо его. Флюиды? Коллективное творчество? При этом фильмы отнюдь не скучные, а в «Негритятах» напряжение так нарастает очень даже ощутимо. Что странно, поскольку герои довольно-таки антипатичны, и что вдвойне странно, если знаешь ответ на вопрос, кто убийца. Потому что фильм снят очень по книге, настолько по книге, что различается только финал, и то в деталях, но в деталях очень важных. В книге судья действительно скорее псих, чем поборник справедливости, даже самоубийство он совершает так, чтобы его приняли за убийство и чтобы массовое убийство осталось идеальным. В фильме, если судья и спятил, то из-за преступлений, оставшихся безнаказанными, о которых он знал и которые, вероятно, давлели над ним. Возможно, также от мук совести из-за совершённой судебной ошибки или преднамеренного преступления. В фильме не раскрывается, был ли виновен Ситон, даётся лишь утверждение устами «ненадёжного свидетеля», что «был явно невиновен», и здесь, конечно, мы не можем сказать, приговаривает ли он себя к смерти за убийство Ситона или за самосуд над преступниками. В ту же копилку то, что в книге за кадром остаётся «десятый негритёнок», который и покупает остров, а в фильме его нет. Финальные слова судьи очень ярко всё это иллюстрируют и превращают из злодея в антизлодея. Мне интересно, хотел ли Говорухин сам сыграть судью хотя бы гипотетически? Мне кажется, в фильме Зельдин воплощает именно Говорухинский типаж. Если так, возможно, как и в книге, Ситон был действительно виновен и судья отправил его на виселицу как минимум небезвинно. Поскольку фильм, как я уже сказала, «очень по книге», к сюжету сложно что-то добавить, разве что пару штрихов. Фильм Говорухина далёк от чернухи, но вместе с тем наг, до шероховатости честен и лишён малейшего флёра романтики и малейшего желания обелить кого-либо из героев. Кайдановский в конце откровенно неприятен. Также неприятна и Друбич – не везде, местами очень мила, но в тех воспоминаниях, где её героиня уже внутренне согласна на убийство, определённо неприятна. Мисс Эмили Брент, по-моему, могла бы быть раскрыта лучше. Не хочу сказать, что Максакова плоха, возможно, она тут живая иллюстрация того, что о ней говорят другие персонажи, после того, как она приготовила завтрак, но мне немного не хватило чётких или даже резких штрихов. Да, выгнать девушку могла и дамочка «ни рыба, ни мясо», но такая не смогла бы сохранять самообладание перед другими. Да полетят в меня тапки, но что в фильме, что в книге «ни рыба, ни мясо» можно сказать о Вере. То, что она, а не Ломбард, остаётся последней, скорее заслуга суммы ума и инстинктов, а не силы характера и воли, будь иначе, она не полезла бы в петлю. Возможно ещё, сыграли роль остаточные сомнения у Ломбарда, что убийца именно она. Не потому что женщина, а именно потому что «ни рыба, ни мясо» – не тот человек, который мог бы всё это спланировать и реализовать. И он был прав, только не учёл, что именно такой человек способен убить из страха в большей степени, чем человек с сильной волей. Вообще, мне кажется, что Говорухин отразил почти всех персонажей в соответствии с задумкой автора, исключения – упомянутый уже судья и ещё один персонаж, а именно Хьюго. По книге у меня сложилось впечатление, что Хьюго любил Веру и не желал смерти Сирилу, проболтался же ей о своих противоречивых чувствах к племяннику, именно что не предполагая в ней способности к убийству. По фильму впечатление сложилось совершенно противоположное – что Хьюго просто использовал Веру для устранения племянника и «отряс её прах со своих ног», как только она выполнила свою задачу.
Природа. Показана отлично. Хотя плёнка скромная, хотя краски неяркие. И это то, за что я люблю эту старую плёнку – в ней нет современной крикливости. И, может быть именно она придала Крыму северный и холодноватый налёт. А может быть, время съёмок. Узнала ли я крымские места? Нет, оказывается, я нигде не была из этих мест, кроме набережной Ялты (Воронцовский дворец там фигурирует изнутри, а внутри мы не были, только гуляли снаружи). С «Ласточкиным гнездом» забавно: я понимала, что больше нечему быть таким нависающим над морем, но не знай я заранее, что это оно, не догадалась бы. Добавлено (20.09.2023, 01:22) --------------------------------------------- Две мысли. Про одну просто забыла, про другую подумала только сейчас - ролик про яды в кино навеял.
Мысль первая: ближе к концу просмотра вдруг поняла, что «Десять негритят» на экране и близко к тексту – это стандартный фильм ужасов, из которого выкинули все скримеры. По фабуле я имею в виду. Ну, подумайте: группа людей прибывает в уединённое место, где все по одному начинают дохнуть, последней остаётся красивая девушка, но спасается, только если она – ангел во плоти (что не мешает ей рубить вражину топором, если надо), а если не ангел, то всё равно дохнет. Или наступает двусмысленный конец, когда, вроде кто-то и спасся, но на самом деле главная засада где-то грядёт за кадром. Прям точное краткое описание «Десяти негритят»! Только вместо маньяка с бензопилой или Чужого, или чего-то неведомого и незримо ужасного почти будничное истребление человеков, которое тем не менее вполне закономерно доводит уменьшающееся поголовье участников действа до ручки.
Мысль вторая, ещё более бредовая: а представьте себе, что судья решил изобразить смерть правдоподобно и сыграть в Джульетту. Сговорился, значит, с доктором, принял «сон, подобный смерти», отрубился на время... и провалялся на сутки дольше обычного. Очнулся, а все уже поубивали друг друга без его участия, просто от избытка подозрительности. Даже не знаю, как бы он это пережил и пережил бы вообще!
У меня такой голос, какой мне дал Бог
Сообщение отредактировал Почётная_Жануария_района - Вторник, 19.09.2023, 09:28 |
|
| |