Zoief, О, зачётный анекдот, я как-то про него и забыла! Да, на самом деле он очень хорошо отражает дух некоторых японских сказок о нечисти.
ЦитатаZoief ()
Вообще считается, что чем севернее народ, тем жёстче нравы (о, викинги!), и, соответственно, фольклор
Да вот как-то у меня не складывается такого ощущения. Жестокие сказки встречаются и у тех, и у других, и трудно сказать, у кого их больше. В то же время у японцев и исландцев - островитян с противоположных точек земного шара - есть общая черта во многих сказках – отношение к сказке как к достоверной истории, случившейся не в тридевятом царстве, а во вполне конкретном месте, котрое даже сейчас вам могут показать – на таком-то хуторе, на такой-то заставе, + если у действий, как людей, так и духов, есть какой-то обоснуй, то этот обоснуй вполне логичен, а если он не упоминается, такое ощущение, что рассказчик полагает, что он всё-таки есть, просто не озвучен.
Даю ссылки на исландские сказки, которые меня впечатлили именно как страшные:
Как ни странно, финальным мотивом эта история немного напоминает мне "Барышню Роконумию" Акутагавы, хотя герои и обстоятельства, конечно, совершенно разные.
Да, кстати, Лофт - одно из имён Локи, что наводит на разные мысли.
Добавлено (03.11.2014, 12:57) --------------------------------------------- Сказка "Дьякон из Миркау" показалась страшной моей сестре. Впрочем, этот сюжет можно назвать общеевропейским, здесь произвела впечатление в большей степени манера рассказчика - http://norse.ulver.com/src/tales/draug/dmyrk/ru.html
Любопытно, что в исландских сказках колдовством в особенности против духов часто владеют священники, и это не мешает многим из них оставаться хорошими людьми, как Сэмунду Мудрому или пастору Эйнару - если, конечно, они не использовали свои способности во зло. Кстати некоторые персонажи, как и Сэмунд, перекочевали в сказки из реальной истории.
Некоторые истории совсем короткие - истории о видениях сверхъестественного и о том, как люди благополучно их пережили (а то было бы некому рассказать); думается мне, такие истории есть в деревенском фольклоре любой страны: http://norse.ulver.com/src/tales/draug/nalin/ru.html
Ну, и напоследок две страшилки от исландцев и от японцев для сравнения.
... есть кое-какое сходство, но есть и различие: в одном случае призрак жив и выполняет свою волю, а в другом мёртв и чужую. однако, полагаю, исландцы совсем не удивились бы обстоятельствам японской сказки, поскольку истории о живых призраках есть и у них: http://norse.ulver.com/src/tales/draug/prjonandi/index.html
У меня такой голос, какой мне дал Бог
Сообщение отредактировал Почётная_Жануария_района - Понедельник, 03.11.2014, 13:00
Alabama, с талантливыми исполнителями это не удивительно К тому же, мой был только замысел, так сказать скелет. Конечный результат всегда сюрприз, даже когда примерно знаешь, что должно получиться на выходе
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")
В то же время у японцев и исландцев - островитян с противоположных точек земного шара - есть общая черта во многих сказках – отношение к сказке как к достоверной истории, случившейся не в тридевятом царстве, а во вполне конкретном месте, котрое даже сейчас вам могут показать – на таком-то хуторе, на такой-то заставе, + если у действий, как людей, так и духов, есть какой-то обоснуй, то этот обоснуй вполне логичен, а если он не упоминается, такое ощущение, что рассказчик полагает, что он всё-таки есть, просто не озвучен.
Почётная_Жануария_района, отчасти так и у англичан, ещё одной островной нации. По крайней мере истории отсылающие к реальным местам действия и претендующие быть правдивыми у них не исключение.
Обе сказки я бы назвала мрачными, а про Лофта, кроме того, ужасной по сути, но вот именно страха при чтении не почувствовала. Вторая вообще напоминает вариант немецкой "Леноры" ("Людмилы" в переводе Жуковского) с относительно благополучной развязкой.
Судьба Гвудрун незавидна. Благополучной её можно назвать постольку-поскольку героине посчастливилось избежать не только гибели, но и посмертных скитаний души. Дьякон же наказан (в потустороннем мире) за нежелание примириться с тем, что потерял и попытки вернуть невесту. Печально, ведь в сущности его действиями руководила всё та же любовь к девушке, правда превратившаяся после смерти из созидающей силы в разрушительную
О параллели - пока не знакома с ней
Японская страшилка не открылась, так что провести параллель не могу, но Хэллоуиновскую норму мы в этом году считай перевыполнили! Третий день кряду вспоминаем "байки из склепа"
Осталось только сочинить фанфик про ведьму-Кассию, с черепом в руках Фанфик нового образца - по коллажу
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")
Не, там же в названии стоит "фильгья" или "фюльгья" - одна из ипостасей души, согласно древним скандинавским поверьям!
Ну, я этого не знала, потому названию не придала значения ))
ЦитатаПочётная_Жануария_района ()
Давай ) А мы будем читать и ценить!
Или кидаться помидорами, в случае провала Мне этот коллаж напомнил о литературных интернет-конкурсах, когда предлагается по картинке на основе свободных ассоциаций написать рассказ. То есть, он может быть сюжетно очень далёк от изображаемого на рисунке. А всё, что у меня пока складывается, развивается именно по схеме подгонки истории под коллаж ))) Фигня, короче
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")
Жануария! Достоверность места действия свойственна отнюдь не только сказкам "островитян". Отнюдь! Хотя, конечно, оторванность от большой земли накладывает свой отпечаток. Тут уж не поспоришь. Ну, а чтобы запугать ужасающую Zoief, нужны сказки пострашнее! )))
Добавлено (08.11.2014, 00:14) --------------------------------------------- Кстати, хуже Шеридана ле Фаню, в смысле, страшнее, я из авторских ужастиков ничего не читала. Ну, разве Лавкрафт с ним сравнится. Но он скучнее.
Якобина, последние годы мою ужасность подпугивают исключительно литературные хорроры ))) Причём чаще не ввергают в дрожь и озноб, а на несколько дней отшибают здоровый аппетит. Ибо что-то, видимо традиция, диктует авторам писать их в на редкость отвратительной манере Раньше первенство в этом вопросе принадлежало только великим и могучим немецким балладам ))
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")
Якобина, да я не говорю, что только они, но так уж вышло, что моё внимание в наибольшем количестве досталось именно этим сказкам "с налётом достоверности". Так-то если порыться можно и множество других найти. С другой стороны, если брать исландцев и сравнивать с остальными скандинавами, то процент таких вот сказок у них во много раз больше, чем у материковых родичей.
Якобина, Zoief, мы все с годами "матереем" и начинаем бояться меньше. Однако, несколько лет назад меня сумел напугать Стивен Кинг (в книжном варианте). Не скажу, чтобы совсем напугал, но жутковатое чувство оставил. У меня такой голос, какой мне дал Бог
мы все с годами "матереем" и начинаем бояться меньше. Однако, несколько лет назад меня сумел напугать Стивен Кинг (в книжном варианте). Не скажу, чтобы совсем напугал, но жутковатое чувство оставил.
Почётная_Жануария_района, с Кинга фактически начались "мои университеты" кошмарного (до него были только "Марсианские хроники" Брэдбери) )) А так как знакомство состоялось в районе 20 лет и через короткие рассказы, где пугающее не растворяется в деталях или отступлениях, то, можно сказать, я пережила не слабый шок По нескольку дней ходила будто отравленная или оглушённая дубиной, а потом, пойми зачем, снова принималась штудировать Кинга. И вылечилась постепенно от излишней впечатлительности, правда "терапия" длилась не один год
Продолжая хэллоуинские иды оффы, кому интересно, вот наиболее травмировавшие меня когда-то рассказики. Сразу хочу предупредить, последний ужастик в чистом виде, апеллирующий к простейшим человеческим страхам
У Кинга именно откровенные ужасы не люблю, да и вообще не люблю откровенные ужасы. В своё время больше всего из прочитанного меня заинтересовала "Керри", поскольку в этой истории была составляющая, которая меня интересовала в то время особенно сильно – тема общения детей и подростков и тема стадной бессознательной жестокости среди детей. Рассказы-ужастики чаще всего не содержали в себе того, что могло меня заинтересовать.
Историю про Буку, помнится, читала, хотя уже и подзабыла. Оценила бы этот рассказ как один из неплохих благодаря отсутствию материалистической или мистической однозначности и наличию психологической составляющей. Благодаря этому, вероятно, я хотя бы вспомнила что некогда прочитала его. Вообще, этот рассказ мне очень напоминает рассказ Чапека "Головокружение", и... рассказ Чапека кажется мне намного сильнее, хотя животного ужаса он не вызывает. Но он вызывает больше человеческих мыслей и человеческого волнения, и поэтому впечатление от него оказалось сильнее и он, в отличие от Кинга запомнился.
"Плот" совсем уж тупым ужастиком назвать, наверное, нельзя, но всё же это классический "ужас через отвращение". Описать нечто причиняющее адскую боль и отвратительное на вид, подать это как неотвратимое, создать атмосферу, когда альтернатива смерти - нечто хуже смерти, и рецепт готов. Да, мне было противно его читать, а в детстве или юности я бы спать не смогла бы от страха, но это не отменяет того, что можно полностью заменить завязку, героев, их поведение на плоту, а рассказ всё равно останется каким и был. В принципе, даже пятно можно заменить на любой другой ужас, обладающий описанными выше характеристиками, и всё равно ничего не изменится. Напугать это может, не спорю, но что-то дать – нет.
"Давилка" вызвала в памяти "Газонокосильщика". Не тот, который фильм, а тот, который рассказ. Как будто к аналогичному сюжету прибавили классический ужастиковый обоснуй. В общем, тоже в своё время напугала бы меня сильно, но по большому счёту тоже может только напугать, а историю рассказать не может. Хотя, пожалуй, будет посильнее "Плота" - не в плане омерзительности, а в плане наличия хоть какого-то сюжета. Здесь тоже не так сложно наштамповать по шаблону "клонов", но из основной идеи можно создать и нечто более интересное. Мне бы это не пришло в голову, если бы я не заметила сходства с одной из историй Макса Фрая из "Хроник Ехо", с историей, которую я прочитала с большим интересом, хотя недостатки у неё тоже есть. Немного меньше зацикленности на классической "мистике" плюс отказ от обязательной безнаджности, и получился сюжет, который способен вызвать не только страх, но и интерес. Да, я помню, что безнадёжность такая же классика, как и кровь девственницы, но она сводит на нет всю интригу истории.
Извиняюсь, за критиканство, вдруг захотелось порассуждать. Поскольку я сразу призналась в том что не люблю такие истории, можно смело считать мои рассуждения предвзятыми, однако они были вполне искренними.
Если вдруг интересно, вот ссылка на ту самую историю, о которой мне напомнила "Давилка", но это достаточно длинная история - целая четверть (кажется, именно четверть) вполне полноразмерной книги - http://book-online.com.ua/read.php?book=57&page=1 Можно читать с первой страницы, а если наплевать на предисторию и хочется сразу "кина", то с седьмой. А можно и не читать, если очен лень )))
P.S.: Ужастики Брэдбэри произвели на меня куда большее впечатление, в том числе и в плане страха, может быть, потому что возраст располагал именно к обдумыванию. А Кинг по слухам в юности снял совершенно бесподобный психологический триллер. Таки я его посмотрю когда-нибудь. У меня такой голос, какой мне дал Бог
Историю про Буку, помнится, читала, хотя уже и подзабыла. Оценила бы этот рассказ как один из неплохих благодаря отсутствию материалистической или мистической однозначности и наличию психологической составляющей. Благодаря этому, вероятно, я хотя бы вспомнила что некогда прочитала его. Вообще, этот рассказ мне очень напоминает рассказ Чапека "Головокружение", и... рассказ Чапека кажется мне намного сильнее, хотя животного ужаса он не вызывает. Но он вызывает больше человеческих мыслей и человеческого волнения, и поэтому впечатление от него оказалось сильнее и он, в отличие от Кинга запомнился.
Я бы параллель между двумя произведениями провела только в посещении героями психоаналитика. Рассказ Чапека хорош, но некоторые его вещи я оцениваю выше. Сравнивать же с "Букой" не могу совсем - разные категории. У Чапека ужас внутри нас, у Кинга ужас приходящий извне. И, на мой сугубый взгляд, второе тоже заслуживает внимания. По крайней мере, именно Кинг реально заставил меня почувствовать, как переворачивается мир, когда в него вторгается нечто неведомое и враждебное. Перефразируя песню "Тут юмор не поможет, тут опыт ни при чём...". Изобразить иррациональное, как часть повседневности, чтобы в него верилось, одна из составляющих мастерства Кинга.
ЦитатаПочётная_Жануария_района ()
"Плот" совсем уж тупым ужастиком назвать, наверное, нельзя, но всё же это классический "ужас через отвращение". Описать нечто причиняющее адскую боль и отвратительное на вид, подать это как неотвратимое, создать атмосферу, когда альтернатива смерти - нечто хуже смерти, и рецепт готов. Да, мне было противно его читать, а в детстве или юности я бы спать не смогла бы от страха, но это не отменяет того, что можно полностью заменить завязку, героев, их поведение на плоту, а рассказ всё равно останется каким и был. В принципе, даже пятно можно заменить на любой другой ужас, обладающий описанными выше характеристиками, и всё равно ничего не изменится. Напугать это может, не спорю, но что-то дать – нет.
И здесь наши оценки расходятся. Может быть я слишком придаю значение атмосфере. Отчаяния, безнадёжности. Но, опять же, как чему-то переживаемому человеком. Поэтому для меня "Плот" история вполне определённых людей, не заменяемых кем-то ещё, и их гибели. Рэнди, прежде всего. Собственно, на плотоядных деталях я почти не концентрировалась. Всё подчинила себе мысль, что это конец, ловушка из которой нет выхода. И что испытывают живые существа сталкиваясь с подобным. Рассказ о внезапной, очень жестокой смерти. Не потряс до основания, но и словом "напугать" я бы свои эмоции не обозначила. Что-то он мне всё же... дал ) Державшееся не один год.
ЦитатаПочётная_Жануария_района ()
"Давилка" вызвала в памяти "Газонокосильщика". Не тот, который фильм, а тот, который рассказ. Как будто к аналогичному сюжету прибавили классический ужастиковый обоснуй. В общем, тоже в своё время напугала бы меня сильно, но по большому счёту тоже может только напугать, а историю рассказать не может. Хотя, пожалуй, будет посильнее "Плота" - не в плане омерзительности, а в плане наличия хоть какого-то сюжета. Здесь тоже не так сложно наштамповать по шаблону "клонов", но из основной идеи можно создать и нечто более интересное. Мне бы это не пришло в голову, если бы я не заметила сходства с одной из историй Макса Фрая из "Хроник Ехо", с историей, которую я прочитала с большим интересом, хотя недостатки у неё тоже есть. Немного меньше зацикленности на классической "мистике" плюс отказ от обязательной безнаджности, и получился сюжет, который способен вызвать не только страх, но и интерес. Да, я помню, что безнадёжность такая же классика, как и кровь девственницы, но она сводит на нет всю интригу истории.
А я "Давилку" считаю более простенькой, чем "Плот", на который только что разразилась панегириком )) Вот это, по моему мнению, точно обыкновенная страшная сказка. В ней отсутствует человеческий фактор, то есть герои вызывающие сопереживание или наоборот неприязнь (таков на мой вкус папаша из "Буки"), а значит остаётся только канва и персонажи-марионетки, нужные, чтобы двигать действие. А в пространстве населяемом марионетками исчезает козырь Кинга - примеривание происходящего на любого из нас. Возможно здесь он ближе к Лавкрафту. Впрочем, сцена, когда давилка заработала и непосредственно финал, искупают многие просчёты. На этот раз Кинг, по-видимому, вжился в монстра, а не в тех, кто с ним борется )
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")
Если вдруг интересно, вот ссылка на ту самую историю, о которой мне напомнила "Давилка", но это достаточно длинная история - целая четверть (кажется, именно четверть) вполне полноразмерной книги - http://book-online.com.ua/read.php?book=57&page=1 Можно читать с первой страницы, а если наплевать на предисторию и хочется сразу "кина", то с седьмой. А можно и не читать, если очен лень )))
Попробую, но когда появится свободное время на такой объём )))
ЦитатаПочётная_Жануария_района ()
P.S.: Ужастики Брэдбэри произвели на меня куда большее впечатление, в том числе и в плане страха, может быть, потому что возраст располагал именно к обдумыванию. А Кинг по слухам в юности снял совершенно бесподобный психологический триллер. Таки я его посмотрю когда-нибудь.
На Кинопоиске Кинг значится режиссёром единственной картины "Максимальное ускорение". Вроде бы, по слухам, далеко не лучшая из экранизаций его произведений.
"Вы смотрите с любовью, Альвар, в ужасную морду арабского верблюда. Он смеётся над вами" (Нина Садур "Влюблённый дьявол")